Туристический портал RealTravel.ru
Главная

E-mail

Поиск
Главная -> Отзывы о турах -> Турция - По следам древних цивилизаций

Поиск туров

 
Поиск низких цен на отели      Поиск низких цен на авиабилеты

 

   
   

Индия
Испания
Россия
Тайланд
Турция
Финляндия
Хорватия
Чехия
   все страны...




      Все страны
 
 

Горные лыжи
Клубный
Коттеджи
Круизы
Лечение
Пляжный
Подмосковье
Транзитное обслуживание
Экскурсионный

 
 

Визы и паспорта
Юридическая защита
Отзывы
Аббревиатуры
Вопросы и ответы
Полезные ссылки

 
 
 
 



Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru



ArtChannel интернет-маркетинг

 
 

Отзыв о туре «Турция - По следам древних цивилизаций»

Трагикомедия в восьми частях с прологом и эпилогом

Действующие лица:

Компания отправитель - ООО «Айкон-Тур».
Отдыхающие - коллектив НТЦНТ.
Татьяна Васильевна - автор идеи, турист довольный всем.
Юра Терешенков - безусловно, лучший представитель мужской популяции.
Алена - самая заметная фигура в нашем путешествии.
Марина - девушка, к обществу которой стремились все.
Жанна - автор.

Лица, временно вошедшие в коллектив:

Маша - награждена медалью за смелость и риск.
Лена - награждена медалью за борьбу до конца.

Мустафа Чентюрк - гид 2 автобуса.
Эрдоган Актай - водитель 2 автобуса.

В спектакле также принимали участие туристы, местные жители и водитель такси.


Пролог

Идея поехать корпоративно для осмотра исторических памятников Древней Греции была озвучена Татьяной Васильевной больше года назад после весьма успешного экскурсионного тура в Египет. Основные действующие лица эту идею одобрили и уже в январе 2004 года начались предварительные поиски маршрута и определение состава участников. Основным организатором поиска от НТЦНТ была Алена, от примкнувших - Лена. Число желающих поехать с нами в это путешествие на тот момент достигло максимума и равнялось 12 человек. Тогда же было принято решение отправиться на майские праздники. Предварительный маршрут - «Античное ожерелье Турции», (7 дней – 8 ночей), цена – 499$. В феврале - марте исследования маршрутов сошли на нет из-за цейтнота на службе, возникшего в связи с ликвидацией последствий ввода в действие нового Таможенного кодекса и временной нетрудоспособности некоторых членов коллектива, ставших жертвами неравной борьбы с кодексом и его последствиями.

Однако в начале апреля Лена, которая не выключалась из поисков, сообщила нам, что цена на туры в период майских праздников растет, и уже тогда, достигла 520$. Алена срочно активизировалась и нашла предложение от компании «Айкон» - «По следам древних цивилизаций», (8 дней – 9 ночей) цена 495$. Нам это предложение понравилось и не только ценой, хотя цель минимизации стоимости была основной, но также своим маршрутом. Он очень похож на другие предложения, но так сказать «в обратном направлении», поэтому осмотр Анкары, куда нам очень не хотелось ехать, осуществляется в начале тура, а затем можно вовсю наслаждаться природными красотами и историческими памятниками. На тот момент число людей реально, желающих отправиться в путешествие, сократилось до 7 человек.

Сразу хочется отметить, что организационная работа туроператором была выполнена просто на «отлично». Очень быстро, с максимальным количеством объяснений, которые могут быть даны людьми в этом путешествии не побывавшими. А когда мы через два дня после оплаты получили билеты и документы в красивых желтых конвертиках, где были указаны даже места в автобусе, все наши опасения испарились на чисто, и мы стали с нетерпением ожидать дня отлета в Стамбул - 30 апреля.

Действие 1. Стамбул (начало)

Предистория. Мы с Аленой вот уже пять лет ездим в аэропорт только на такси. Мы его предварительно заказываем и приезжаем за несколько минут до начала регистрации. Но цены на услуги такси в последний год выросли почти в два раза, поездки в аэропорт и так были не дешевыми, а сейчас стали жутко дорогими. Поэтому мы решили найти такси подешевле, тем не менее, их услугами пользовались наши знакомые. Утром такси опоздало на 30 минут. Две трети нашего пути мы провели, еле-еле передвигаясь в пробках на МКАД. Ситуация усугублялась тем, что у Алены на руках были все документы Лены и Маши! А Маша приехала в аэропорт почти на час раньше начала регистрации!!! В какой-то момент я распрощалась с путешествием, и было безумно стыдно за то, что мы подводим всех людей. К нашему счастью, вылет происходил из только, что открывшегося терминала Внуково, и регистрация сильно затянулась. Мы успели, но начало было символичным.

И вот мы над Босфором. Аэропорт Ататюрка в Стамбуле - самый лучший из всех, что я видела. Огромное количество «рукавов», везде эскалаторы (как вертикальные, так и горизонтальные), достаточно оперативный паспортный контроль, после которого ты уже видишь свой багаж на устройстве для подачи багажа. И сколько он там уже вращался?! Магазины «Tax Free» на прилете и вылете, где мы слегка увеличили запасы ввозимого алкоголя бутылкой текилы.

Нас рассадили по автобусам и тут мы познакомились с гидом Мустафой. Сразу стало понятно, что а) он не очень хорошо говорит по-русски, б) у нас будут организационные проблемы. На вторую половину дня в Стамбуле у нас были две возможности: либо заняться шоппингом, либо начать осмотр достопримечательностей, выходящих за рамки программы. И то и другое может иметь разные варианты. Мы решили осмотреть дворец Топ Капы, а затем покататься на пароме по Босфору.

До дворца мы добирались пешком. По дороге мы обменяли деньги: к знакомству с турецкими деньгами нужно психологически подготовиться – от количества нулей «крыша» тут же съезжает, и для ее починки нужно некоторое время. Когда мы добрались до дворца, было уже 15:45, а в 17:00 дворец закрывался. Более того, гарем закрывается в 16:00, в него мы никак не успевали. Но, тем не менее, мы посетили сокровищницу, здание священных реликвий, библиотеку, портретную галерею султанов, здание кухни с выставкой китайского фарфора, здание напротив кухни с выставкой серебра и, вероятно, зал заседаний Тайного совета. Все это в очень большой спешке, и во многие помещения мы просто не успели (не только в гарем), не посетили четвертый двор, не ознакомились с садами и окрестностями дворца. На экскурсию по дворцу нужно 2,5 – 3 часа и как минимум час на гарем. Наверное, этим объясняется полное отсутствие посещения дворца в экскурсионных поездках по Турции.

Рядом с дворцом расположен археологический музей, музей Древнего Востока, Церковь Св. Ирины, павильоны, постройки и парк. Времени идти туда у нас не было. Алена требовала посетить Иереботан - древнюю водокачку. Туда мы и направились. Музей рядом с Иереботаном закрывался в 17:30. Водокачка не производит впечатления, однако это одно из древнейших сооружений Константинополя, рядом с которым по мнению византийцев располагался центр мира.

Далее мы пешком направились к Галатскому мосту в надежде попасть на паром и (или) поесть рыбы в каком-нибудь ресторане с видом на бухту Золотой Рог. Туристический паром от Галатского моста отправляется в 10:30 и 15:00 (мы опоздали), а кататься на паромах, перевозящих местных жителей мы не рискнули. Прогулялись по мосту, в кафе и ресторанах на Галатском мосту нам показалось достаточно дорого (порция рыбы от 10$, креветок – от 15$), а перекусить уже очень хотелось. Между причалами паромов и мостом на небольших суденышках на гриле жарили рыбу и делали сэндвичи, которые активно покупались местными жителями и съедались либо тут же, либо на ходу. Мы решили слиться с природой и поесть как местные. В первой точке, куда мы сунулись такой сэндвич стоил 4 миллиона (вероятно, такая цена была предложена эксклюзивно для нас). Во второй точке – 2 миллиона (вероятно, мы уже были больше похожи на местных жителей). Тут мы и остановились. Сэндвич состоял из полбатона хлеба и двух спинок скумбрии. Можно самостоятельно полить рыбу лимонным соком и посолить. Дешево, вкусно и колоритно! После обеда рыбой с видом на Галатский мост за 1,5$ мы отправились пешком назад в гостиницу. Вообще-то мы легко могли воспользоваться скоростным трамваем (мы думали, что это легкое метро, но в путеводителе сказано, что это modern tram), но природный «собачизм» и нежелание лезть в Стамбульский трамвай в час пик взяли верх над усталостью и мы рванули назад. По дороге мы заглянули в магазин со шмотками, где пришли к выводу, что шоппингом в Стамбуле за полдня позаниматься невозможно, и в магазинчик со сладостями, где была сделана первая покупка пахлавы и лукума. Сами сладости мы ели с трудом, но мужественно доели, зато нам их красиво упаковали.

Турецкие сладости – вещь весьма специфическая. Пахлава – тесто, возможно с орехами или другой начинкой, пропитанное медом и сиропом. Была еще мелкая вермишель, запеченная с медом и сиропом, а также что-то вроде рисового пудинга. В Бурсе продавались страшно сладкие каштаны (в шоколаде и без). Ну и, конечно, лукум и халва. Из всего перечисленного съедобными можно считать лукум и халву, да и то достаточно выборочно. Все это страшно сладко и приторно. Я уверена, что сами турки свои сладости не едят так, как толстых среди них достаточно мало. По поводу халвы у нас также возникли некоторые неразрешимые противоречия: на упаковках в магазинах можно было увидеть следующие надписи: Helva, Helvasi и Helvacisi. Эти надписи встречались, например, на упаковках с вафлями, а на каких-то упаковках можно было встретить два и даже три из выше перечисленных слов. Так что, как определить халву по упаковке мы так и не узнали.

После ужина мы продегустировали сладости, запили их джин-тоником и группа товарищей (Юра и Жанна) предложила доехать на трамвае до Галатского моста и полюбоваться на бухту Золотой Рог (кстати, тогда мы думали, что это Босфор). Широкими народными массами эта идея не была поддержана, и мы отправились вдвоем. Но нам было не суждено туда попасть, поскольку мы не смогли купить билеты на трамвай. Мы чуть-чуть погуляли, выпили кофе экспрессо (очень качественный) и отправились спать.

Действие 2. Стамбул (продолжение)

Утром началась наша официальная экскурсионная программа. Было 1 мая. В связи с этим на улицах было множество военных и полиции, готовых встать на защиту порядка и спокойствия. Демонстраций мы не увидели, вероятно сказались профилактические меры Стамбульских служителей закона.

Первая остановка была сделана рядом с мечетью Сулеймание. Эта мечеть построена во времена Сулеймана Великолепного греческим архитектором Синаном и считается одним из лучших произведений этого зодчего. Вследствие скудости рассказов нашего экскурсовода могу только упомянуть одну особенность: в отделке люстр использованы страусиные яйца. Рядом с мечетью расположено небольшое кладбище и гробницы самого Сулеймана и его сынов, а также его жены украинки Роксоланы.

Далее мы отправились на ипподром. На площади ипподрома раньше располагался стадион для соревнований на колесницах и др. зрелищ. Проводились или нет там гладиаторские бои, сказать не могу. Сейчас на этой площади располагаются три обелиска: Египетский, византийский (Колосс) и Змеиная колонна. Самый древний - Египетский, привезен по приказу Константина Великого из Луксора и сохранился лучше всех. Колосс был облицован бронзовыми плитами, которые содрали и переплавили крестоносцы в уверенности, что это золото. А со Змеиной колонны исчезла чаша (еще в античные времена) и головы змей (в апреле 1700 года).

На противоположной стороне площади расположена Голубая мечеть (мечеть султана Ахмета). По преданию султан Ахмет хотел построить самую красивую мечеть и выбрал самый банальный путь - заказав своим мастерам сделать минареты из золота. Мастера, то ли были большими эстетами, то ли заботились о государственной казне и решили схитрить. Дело в том, что на турецком языке слова «золото» (алтын) и «шесть» (алты) похожи. И была возведена мечеть с обычными минаретами, но в количестве шесть штук. Мастера были затем казнены, но все-таки они сделали особенную мечеть: ни одна мечеть не может иметь больше минаретов, чем главная мусульманская святыня - храм в Медине, где их пять. Ахмед за свой счет достроил в Медине еще два и на этом скандал с арабами был исчерпан.

Название «голубая» оправдывается только изразцами вокруг окон и на галереях. Эта плитка делалась в Изнике, в настоящее время такого производства не существует.

Одно из самых приятных впечатлений о Стамбуле, а затем и в дальнейшем о Турции, оставили цветы. Из только просыпающейся Москвы мы попали в вовсю цветущий Стамбул и были восхищены количеством, а самое главное, размерами цветов. Такого размера виол, растущих на улицах, мы раньше не видели нигде! Бесподобно красиво цвели каштаны. А еще – неизвестное дерево, сплошь усыпанное мелкими розовыми цветами, на котором листьев не было вообще. Может это сакура?

Несомненно, самое интересное из всего, что было предложено в официальной экскурсии по Стамбулу - это Святая София (Aya Sofia). Святая София - один из самых важных памятников византийской и православной культуры. Церковь была освящена в 537 году и почти тысячу лет являлась главной церковью Константинополя и всего православного мира. Церковь очень большая, в ней много света, а раньше его было еще больше - часть окон турки заложили. Внутри великолепные мозаики. Раньше все своды были украшены золотыми мозаиками, да и то, что осталось поражает цветом и красотой.

С середины XV века турки превратили Софию в мечеть: пристроили четыре минарета, фрески смыли, мозаики замазали, повесили четыре щита из кожи с изречениями из Корана (кто-то говорит, что кожа ослиная, а кто-то - верблюжья) и внесли еще некоторые изменения. В 1933 году Ататюрк превратил Софию в музей и велел снять эти щиты, после его смерти их тут же водрузили назад.

Исламские фундаменталисты требуют, чтобы музей превратили в мечеть, с другой стороны греческие религиозные фанатики выдвигают встречное предложение - разломать минареты, сбросить крест и использовать Софию как храм. А лично мне нравится, что сейчас это музей: искусство должно принадлежать народу!

На автобусе мы проехали по Галатскому мосту, а потом пересекли Босфор по красивейшему навесному мосту и оказались в Азии. Здесь мы посетили дворец Бейлярбея. К сожалению, официальная программа не предусматривала посещения дворца Топ Капы или Долма Бахче, но зато нас привезли во дворец Бейлярбея, построенный в XIX веке и использовавшийся как летняя резиденция последних султанов Османской империи. Что о нем можно сказать: восточная роскошь, мебель, которую один из султанов изготовил своими руками и множество чешских люстр. Группа активно пыталась выяснить у гида, где в этом дворце был гарем, гид показывал каждый раз новое место: то рядом с кабинетом визиря, то с покоями матери султана, то вообще «где-то там». Плюсами посещения Бейлярбея безусловно являются великолепный вид на мост и возможность помочить ноги (или хотя бы руки) в Босфоре.

Проститься со Стамбулом нам позволили со смотровой площадки, посадили в автобус и повезли в Анкару. В дороге мы надеялись, что гид нам хоть что-то расскажет. В конце концов, можно было что-нибудь почитать с бумажки. Но, увы. За стеклом автобуса прекрасные виды: горы, водоемы, города. Вопросы «А что это?» гидом игнорировались. Недовольство народных масс все возрастало. Мы задавали себе вопрос «Что же будет, когда мы подъедем к греческим местам?» и приходили в ужас и уныние.

В Анкару приехали ближе к 22:00. После ужина решили в окрестностях отеля выпить кофе по-турецки. Работало достаточно много кафе, но в них можно было «насладиться» только Nescafe. В одном месте нас даже завели на второй этаж, посадили за стол, поменяли скатерти, а потом сказали, что по-турецки у них нет - пейте Nescafe. Где-то после пятой точки у нас возник спортивный интерес: удастся или нет нам попить кофе по-турецки или хотя бы экспрессо. И вот совсем рядом с гостиницей нам сказали: «OK!». Мы ни на что не надеясь сели за стол с жутко грязной скатертью, которая не стиралась со времен Ататюрка и стали ждать, когда же нам скажут о том, что у них можно выпить только Nescafe. Ожидание было долгим и мучительным. И тут нам приносят действительно кофе, правда довольно мерзкий, но не растворимый. Мы были так удивлены, что не спросили сколько это будет стоить. Ну и в качестве расплаты за ротозейство пришлось оплатить достаточно крупный счет, хотя кофе был дерьмовый.

Действие 3. Анкара

Основной достопримечательностью Анкары является Мавзолей Ататюрка. Посетить его, конечно, необходимо, но туристам видно хочется чего-то еще, поэтому их привозят к древним крепостным стенам, бог знает какого времени (внутрь крепости не пускают) и затем ненавязчиво предлагают за дополнительную плату посетить музей Анатолийских цивилизаций (музей хеттов) недалеко от крепостных стен. Наш гид очень давно не был в Анкаре, он явно не знал как нас вести к крепости, и мы прошлись по местным помойкам и вышли на обзорную площадку, с которой можно было наблюдать «Анкару трущобную». После просмотра трущоб и помоек мы наконец-то успокоились и поняли, что нас привезли не в Швейцарию, а все-таки в очень развитую, но азиатскую Турцию.

Следующим номером программы было посещение музея хеттов, который на самом деле оказался музеем Анатолийской цивилизации. Название «музей хеттов» относится к концу 1920-х, когда Ататюрк предложил создать в Анкаре хеттский музей. И тогда в столицу из других городов стали свозить объекты, относящиеся к периоду хеттского царства (XVIII-X века до н.э.) и к тем культурам, которые предшествовали хеттской. Основная часть экспозиции музея охватывает период от 3000 лет до IV века до н.э. и включает в себя экспонаты бронзового века (3000-2000 до н.э.), Хеттского царства (1800-1000 до н.э.), Фригии (VIII-IV века до н.э.), Лидии (тогда же) и Урарту (IX-VI века до н.э.). В подвальном и вспомогательных помещениях расположены предметы, относящиеся к Римской, Византийской и Османской империям.

Экскурсию по музею, по многочисленным просьбам общественности, вел гид 1-го автобуса. Он, конечно, восхитителен! Очень много знает, хочет сказать еще больше, очень хорошо говорит по-русски и, самое главное, разговаривает не только языком, но и всем телом: он постоянно в движении, жестикулирует, у него меняется выражение лица. Кто-то из нашей группы сказал: «Театр одного актера». В общем, нам понравилось. Но туристы 1-го автобуса остались недовольны нашим присутствием, и в дальнейшем совместные экскурсии не проводились.

После осмотра Музея хеттов мы отправились в Мавзолей Ататюрка. Это величественное здание на холме очень напоминает египетский храм миллионов лет царицы Хатшепсут. Дорогу к Мавзолею охраняют статуи тигров (в Египте бараны, сфинксы, львы и т.д.), сам Мавзолей очень похож по цвету на Египетские храмы, а колонны в нем - так вообще, как в Хатшепсут. Сооружение действительно грандиозное, экспозиция достаточно интересная. Нас несколько подавляло ожидание того, что мы увидим тело и (или) гроб Ататюрка, выставленные на всеобщее обозрение и поклонение. Ну что, поделать, у нас такая русская мавзолейная традиция! Эти опасения, к счастью, не подтвердились: Ататюрк покоится в могиле тут же на территории Мавзолея. В Мавзолее очень много турков, которые любят и, не побоюсь этого слова, обожествляют Ататюрка. Но настроение у них не скорбящее, а праздничное и приподнятое. И этим настроением им удается поделиться с иностранными туристами: во всяком случае у нас самочувствие явно улучшилось. Нам очень понравилась экспозиция, особенно коллекция личных вещей: там был даже фитнесс-тренажер Ататюрка. Да и вообще он был очень красивым мужчиной, слегка (а может быть даже очень) пижоном, стильно и модно одевался и безумно нравился женщинам. Но даже здесь нам ничего не рассказали! Мы осмотрели Мавзолей, кто-то что-то подслушал у первого гида, и на этих крохах составили свое впечатление, которое сейчас очень хотелось бы подкрепить историческими сведениями. При случае нужно будет почитать что-нибудь из художественной литературы - наверняка есть переводы на русский язык.

И вот мы опять в автобусе. Наш путь идет дальше на восток к Кападокии. По дороге мы заехали на солончаковое озеро Туз Голу. Озеро достаточно большое, но значительно уступает размерами и красотой соленому озеру в Тунисе, но тем не менее заслуживало внимания.

Действие 4. Кападокия

Кападокия - единственное место, где мы провели две ночи в одном отеле. Наш отель располагался в городе Юргюп (в русской транскрипции правильно написать название невозможно). После ужина нас пригласили на турецкий вечер (за 20$). Турецкий вечер проходил в ресторане, расположенном в пещере. Первым номером программы был танец дервишей. Конечно, нам показали только фрагмент танца - на самом деле танец дервишей продолжается около часа. Потом стало повеселее, заиграл оркестр, музыканты обошли зал, останавливались около каждого стола и предлагали девушкам станцевать на столе. У нас плясала Алена, на некоторых других столах женщины (в основном русские) также очень даже на хорошем уровне исполняли танец живота. Затем нам показали обряд местной свадьбы, который был разбавлен местными танцами. Часть из них очень сильно напоминала танцы наших кавказских народностей: что-то от Грузии, что-то от Дагестана. В какой-то момент всех зрителей (без исключения) вытащили на сцену, заставили водить хороводы, затем вывели на улицу, где был разведен костер, и начались прыжки через костер. Потом были еще танцы, среди которых и танец живота. Танцовщица была не очень качественная (не толстая), да и выполняла она одни и те же 4-5 движений, при этом со спины выглядела лучше. Затем она вытащила на сцену 6 мужиков, раздела их до штанов, навесила на них пояса и заставила повторять за собой движения. Вот это был цирк! Мы все сошлись во мнении, что вытаскивать женщин было бы неправильно, а вдруг кто-нибудь станцует лучше, чем она. А вот попытки мужиков потрясти своими задницами доставили нам массу положительных эмоций и веселья. В конце вечера была небольшая дискотека, но к сожалению музыка была не турецкая, а такая, как и везде в мире. Забыла сказать, что нам предложили вино, ракию, фрукты, салат и орешки.

Весь следующий день мы катались по Кападокии. При этом наш путь постоянно проходил мимо города-горы Учхисар. На вершине Учхисара есть смотровая площадка, о ее существовании нам рассказали трижды, и всегда говорили, что заехать мы туда не сможем, поскольку с нее кто-то упал (то ли женщина, то ли мужчина, то ли японец, то ли японка) и с тех пор туда туристов не пускают.

С утра мы посетили Горёме. Горёме - это комплекс православных церквей (их) пять и монастыря в скалах Кападокии. Церкви здесь начали строиться в VI-VII столетиях, но в основном - в конце IX и до XI века. Церкви великолепно расписаны, фрески достаточно хорошо сохранились. При этом четко выделяются два стиля иконописи: аристократичное и простое (наивное). Рядом с церквями расположены помещения с выдолбленными в скалах столами, которые использовались как столовые. Есть здесь спальни и склады. Церкви Горёме содержат множество достаточно хорошо сохранившихся старинных фресок и посещение этого музея было, безусловно, интересным и полезным.

Затем нас часа 2-3 возили по Кападокии, мы остановились на двух обзорных площадках для более тесного знакомства с необычными красотами этого места. Геологическое строение Кападокии произошло в результате столкновения двух противоположных стихий и по праву может считаться одним из чудес света. Первая стихия - вулканическая. В период «горного образования» в средней Анатолии (территория Кападокии) возникли глубокие трещины и провалы в земле. Затем начали действовать вулканы, которые тоже повели себя своеобразно: вулкан Эрджиес выплеснул сначала туфы, затем андезиты и лишь в самом конце - твердые и тяжелые базальты. Вторая стихия - эрозии и вода. Реки, сильные ветры, дожди и резкие перепады температур помогли стать Кападокии такой, как она есть. Самые потрясающие горные образования называются «перибаджалары». Перибаджалары имеют конусную форму, а на верхушках имеются, образованные из базальта, «шляпки». Со временем «шейка» перибаджалары истончается, вследствие чего «шляпка» падает, Этот процесс продолжается и в настоящее время. Так, что нам повезло: через каких-нибудь несколько сотен тысяч лет этих чудес уже не будет.

В Кападокии нам пришлось столкнуться с повсеместным явлением в туристическом бизнесе - посещением специально организованных мест, занимающихся продажей всевозможных сувениров и претендующих на ручное изготовление этих же сувениров. Нас привезли на фабрику керамики. Для возбуждения интереса было обещано шоу «сделай сам»: кто-то из нашей группы должен был оказаться в роли гончара. Шоу турки зажали. Но был рассказ о технологии изготовления тарелок, также нам продемонстрировали основные виды традиционных узоров и предложили купить посуду со скидкой (10 или 15%). Цены здесь были потрясающие!!! Более-менее приличного размера тарелки с хеттским рисунком стоили от 300$. Кувшины - еще дороже. Здесь же продавались изделия попроще: цветочный горшок без рисунка, который в Москве стоит 35-40 рублей, там стоил рублей 20. Но не тащить же из Турции цветочные горшки! В общем, мы смирились с тем, что керамика с нами в Москву не поедет, но тут Юра обнаружил недалеко небольшую лавчонку, торгующую действительно дешевой керамикой. Вот мы там и закупились небольшими кувшинчиками с хеттским рисунком по 60-100 рублей. Юра получил удовольствие поторговавшись с продавцом, плюс ко всему нам досталось два подарка: Юре - пиала, а Алена - жуткого вида керамическая корзинка. В результате мы остались довольны посещением керамической фабрики, в отличие от большинства других туристов нашего автобуса.

Достопримечательностью Кападокии являются также подземные города. Города были выдолблены в вулканических туфах. Они имеют туннели, воздушные трубы, помещения для скота, склады и жилые помещения. Города использовались местными жителями для защиты от врагов (предположительно арабов). В момент нападения население одного или нескольких наземных городов уходило под землю и благодаря хорошо развитой подземной инфраструктуре могло жить там годами. Мы посетили город Деринкуюу. Этот подземный город состоит из 18-20 этажей, из которых для посещения туристами открыты 8. Предположительно, Деринкуюу мог разместить до 100 тысяч человек. К сожалению, из-за отсутствия каких-либо наскальных надписей или рисунков, невозможно определить период построения города. Да и вопрос использовался он или нет - остается открытым.

В конце дня нам было обещано посещение винного завода с дегустацией. Кападокия является одним из центров виноделия в Турции. Но зеленых виноградников мы здесь не видели. Может быть еще было холодно для этой местности? По пути мы наблюдали множество участков со старыми корнями и полным отсутствием зеленых побегов и какой бы то ни было поддерживающей системы. Это вызывало недоумение и вопросы, задать которые было некому. Но тем не менее, вино там производят. Сначала нас завели в зал с огромными цистернами, содержащими «бродящий» виноградный сок, рассказали о технологии, а некоторым счастливцам показали склад с коллекционными бутылками. Затем всем предложили по рюмке красного и белого вина. Здесь красное вино было очень неплохое, хотя туркам лучше удаются белые вина. После этого можно было тут же купить разрекламированное вино, которое стоило 10 млн. турецких лир (примерно 7$). Были также как более дорогие, так и дешевые вина. На этой высокой ноте закончилась Кападокия, а на следующий день нас ждал самый длинный переезд.

Действие 5. Кападокия - Конья - Памуккале

Итак, нам предстоит провести в пути 10-12 часов и проехать около 800 км. На обратной дороге из Кападокии мы остановились около Аксарая на техническую остановку и здесь купили шоколадных зайцев с начинкой из сладкого каштана. Эти зайцы и другие подобные сладости производятся в Бурсе, которую мы должны были посетить. Мы все-таки решили их купить заранее и правильно сделали, в Бурсе мы их не видели. Вообще-то «зайцы» оказались достаточно съедобной турецкой сладостью и могут быть рекомендованы для употребления или, как презент дальнейшим поколениям наших туристов. На этот момент практически весь наш автобус уже испытывал финансовый кризис - нам не хватало местной валюты. Конечно, в Турции практически везде можно расплатиться долларами или евро. Исключения составляют только музеи - там принимают только местную валюту. Но платить долларами практически всегда невыгодно. Обмен в отелях или каких-то туристических местах производится по очень плохому курсу. Поэтому при въезде в Конью - достаточно большой город - мы стали требовать показать нам места обмена валюты. Гид сказал, что мы это легко сможем сделать «везде» после экскурсии по мавзолею Мевляна.

Джалаледдин Руми Мевлян - турецкий философ. Его учение получило широкое распространение и известность благодаря ордену дервишей и их знаменитым танцам. «Танец экстаза» символизирует слияние солнечной и земной энергии, которую дервиш пропускает через себя. Поднятой ладонью он берет энергию у солнца, а опущенной - передает ее (энергию) земле. При этом дервиш постоянно вращается. Конечно, этот танец гораздо сложнее, чем я написала, он может состоять из нескольких частей, между которыми проводятся непонятные нам ритуалы. Фрагмент этого танца в полупрофессиональном исполнении мы посмотрели на турецком вечере. В мавзолее Мевляна раз в год танцуют самый правильный танец самые настоящие дервиши, но с нашей экскурсией это не совпало. В мавзолее нужно ходить без обуви, женщинам - обязательно с покрытой головой. В первом зале расположены гробницы: Мевляна с двумя чалмами, его отца и других достаточно значимых его последователей. У турков на гробницах мудрых и образованных людей помещали чалму, поскольку Мевлян был великим мудрецом и философом на его могиле две чалмы. Гробница отца Мевляна высоко возвышается над всеми, в том числе и над могилой его великого сына. Вероятно это очередное свидетельство почтения восточными людьми своих предков.

Во втором зале мавзолея раз в год происходят упомянутые мной танцы дервишей. Здесь же располагаются гигантские четки и другие атрибуты жизни последователей Мевляна. В третьем и последнем зале - собрание рукописных коранов и ларец с тремя волоскам из бороды Мухамеда. В музейный комплекс входят также два зала, в которых с помощью восковых фигур показаны сцены жизни дервишей.

Мы с Мариной достаточно быстро завершили осмотр музея и отправились на поиски обмена валюты и попали на самый настоящий турецкий базар. Почему туда не выпускают туристов? За всю нашу поездку это было более всего похоже на базар со всевозможными сувенирами, коврами, сладостями, кустарными изделиями и т.д. В такое место попасть стремятся практически все туристы, но обмена валюты там не было. Сложности добавлял тот факт, что надпись «Обмен валюты» на турецком языке мы не могли идентифицировать. Переговоры на эту тему с местными жителями дали понять, что ближайший обменный пункт расположен через два квартала, затем поворота, затем еще два квартала - далее мы не запоминали, мы поняли, что за оставшиеся до момента сбора 3 минуты мы никуда не попадем. Итак, мы вернулись к автобусу и стали требовать остановки около банка или обменного пункта. К счастью, наше требование было поддержано широкими народными массами. Мустафа решил это требование удовлетворить и посовещавшись с ближайшим представителем музейной службы безопасности возглавил наш поход за турецкими деньгами. Вероятно, он повел нас в то место через два квартала, а потом еще два и т.д. По дороге он консультировался с местным населением, которое подтверждало, что мы идем правильным путем. Мы прошли мимо пары банков. На наши вопросы, а нельзя ли в них обменять деньги, Мустафа отвечал: «Нельзя, здесь плохой курс». Наконец, мы прибежали к обменному пункту, в котором обменяли деньги по самому выгодному за всю поездку курсу. После этого демарша отношение к гиду стало более теплым - ну и что, что он экскурсовод плохой, зато человек хороший.

К Памуккале мы подъехали уже в темноте. Но тут нас ждало еще одно испытание - нас завезли на текстильную фабрику. В магазине этой фабрики на довольно большой территории продавались горы Турецкого шмотья за опять-таки достаточно приличные деньги. Но кто-то что-то купил. Особенно гид 1-го автобуса. Остальные в печали бродили по рядам с полотенцами, джинсами, трусами и мечтали об ужине. Утешились мы в автобусе, где состоялась лотерея. Разыгрывались два полотенца, одно из которых выиграл Юра. Лотерея нам понравилась, мы стали требовать еще призов, на что Мустафа ответил: «Дали только одни приз, но я утащил второй». После этого мы стали к нему относиться вообще хорошо и мечтать о том, что он вместе с нами сходит на турецкий базар.

Действие 6. Памуккале - Кушадасы

Мы остановились переночевать в городе Денизли. В нашем отеле было два бассейна - холодный на открытом воздухе и теплый в помещении. Вероятно, оба они содержали воду из местных источников, во всяком случае теплый. Купалась даже Алена! И даже в холодном бассейне! Но на этом достоинства нашего отеля завершались: в номерах не было горячей воды, было тесно и холодно. Спасались мы тем, что выпили до конца коньяк и включили кондиционер на обогрев.

После завтрака и до сбора в автобусе Юра вывел нас на прогулку по ближайшим окрестностям. Мы пришли к большому ручью (или маленькой речке) с теплой белой водой, стекающей с травертинов. В этом ручье мы тут же стали плескаться и мочить ноги. Здесь же мы пронаблюдали процесс образования травертинов: на еще живых траве и растениях уже образовался слой мела. Рядом с ручьем была необыкновенно красивая полянка с множеством цветущих маков, розовым кустом и др. цветами. Алена приняла характерную позу и занялась их фотографированием. Посмотреть на характерную позу Алены прилетели два боевых турецких вертолета, которые зависли над нами и, наверное, фотографировали фотографирующую Алену. Но долго позировать мы не смогли - нас ждал автобус. Перед посадкой в автобус Юра пытался купить нам платки местной работы, которыми торговали несколько женщин рядом с автобусом. Но женщины слабо шли на уступки и, Юрин спектакль для всего автобуса, к сожалению, ничем не завершился. Редкий случай! А все так за него болели.

В Памуккале расположен древний город Хиераполис, основанный греками в IV веке до нашей эры. Здесь сохранилось множество объектов как греческой, так римской и византийской эпох. Мы прошли по одной из улиц города и посетили театр, заодно нам показали храм Аполлона. Из путеводителя мы узнали, что основными достопримечательностями Хиераполиса кроме театра и храма Аполлона являются также агора, кладбище и римский туалет. Все это хочется посмотреть, но в Памуккале цейтнот достиг максимальной величины: за каких-то 2-2.5 часа нужно осмотреть Хиераполис, травертины и искупаться в бассейне Клеопатры. Чем-то придется жертвовать. Мы разделились: Татьяна Васильевна и Юра пошли купаться, все остальные - досматривать Хиераполис. А до этого разделения мы прогулялись по травертинам. Травертин - [ит.travertino] - пористые легкие натечные скопления кальцита, отлагаемые углекислыми источниками . Как они возникли в Памуккале? В тектонической местности Памуккале имеются многочисленные горячие гейзеры, в химическом составе которых присутствуют известняковый раствор и двуокись углерода резкой концентрации. Вода стекает по склонам, на которых накапливается известняковый осадок. Таким образом появляются великолепные белоснежные террасы. В одном из путеводителей я прочла, что специально для туристов сделаны искусственные травертины, по которым мы, вероятно, и гуляли.

Прогулка эта доставила удовольствие всем. Перед травертинами ты снимаешь обувь и вслед за ручейком идешь по склонам. По пути тебе встречаются небольшие озерца с водой разной температуры, ты любуешься бесподобными фантастическими наплывами, желающие тут же купались. Благо погода была не жаркая, и желающих искупаться было не много. Если бы не цейтнот, то по травертинам мы бы ходили не меньше 3-х часов, а нам очень хотелось посетить римский туалет.

И агора, и туалет и множество других достопримечательностей расположены в Хиераполисе примерно в одном месте. Нужно было только определиться, в каком направлении находится это место. Мы абсолютно точно знали, что 1-й автобус уже посетил туалет и агору, но попытки узнать у них направление ни к чему не привели. Мы нашли большой щит с планом, где было нарисовано «вы находитесь здесь», а также указаны более-менее значимые места Хиераполиса, но наш топографический кретинизм в условиях цейтнота не позволил нам воспользоваться этим планом, впрочем, мы считали, что его просто нарисовали идиоты. Тут мы еще раз разделились по зову сердца: Алену, Лену и Машу сердце позвало направо, а нас с Мариной - налево, там располагалась Information, в которой мы хотели уточнить маршрут к туалету. Информация в лице мужиков, которым мы очень понравились, послала нас дальше налево. Туалета и агоры там не оказалось. Они были направо, куда сходили Алена и компания. Что нас с Мариной успокаивает, так то, что агору они нашли, а туалет - нет. Мы также посмотрели на какие-то античные руины неизвестного назначения, а затем мы все вместе встретились в музее. Музей достаточно симпатичный, входные билеты туда дешевые и вполне может заменить не желающим купаться бассейн Клеопатры, а еще лучше давать время и на купание, и на посещение музея. В музее нам понравились капители колонн: львы, пожирающие баранов, или восьмигрудые сфинксы. Замечательный барельеф, на котором изображен ребенок, пьющий молоко непосредственно у козы, а самая красивая статуя, с моей точки зрения - тритон - мужской вариант русалки.

В это время Юра и Татьяна Васильевна купались в бассейне Клеопатры. Бассейн расположен над античной улицей. Внизу - «античные аксессуары», то ли колонны, то ли части сооружений. Само купание доставляет массу наслаждения, поскольку вода содержит множество мелких пузырьков (та самая углекислота), которые, соприкасаясь с телом, оказывают массажное воздействие. Купаться тоже нужно не меньше часа, особенно с учетом того, что билет на купание стоил 15 миллионов (почти 11$)!

Когда мы собрались в автобусе, то все-таки добились того, чтобы нам остановили рядом с агорой, где быстро сфотографировались, но туалет так и не нашли. На этом мы попрощались с Памуккале, в котором можно было остаться как минимум еще на день. Кстати, в Памуккале есть два вида источников: белые с кальцием, которые мы, можно сказать, посетили на травертинах (их температура ок.35 градусов), и красные. Красные источники еще более горячие (50-60 градусов), они чуть-чуть радиоактивны и полезны людям с сильными болями. Один из таких источников нам продемонстрировали из окна автобуса. Мы поехали дальше - к Эгейскому морю.

Уже подъезжая к морю нас ждала еще одна своеобразная экскурсия - посещение дома девы Марии в Эфесе. Эта весьма сомнительная в историческом плане, но, безусловно, интересная достопримечательность расположена на горе, в живописном месте, вокруг кипарисы и акации, и кажется, что ты находишься в Крыму. В маленьком домике можно поставить свечку и посмотреть несколько достаточно ценных икон, одна из которых - православная. За домиком три крана, в которых течет вода из одного источника, однако действие у всех разное: в одном течет вода молодости, во втором - богатства, а в третьем - любви. Мы набрали воды в три бутылочки, и затем, регулярно ее пили до самого Стамбула. В какой-то момент мы слили воду в одну бутылку и сделали коктейль, будем надеяться, что магические свойства воды не исчезают при смешивании, а только увеличиваются.

Еще одна достопримечательность тех мест - место храма Артемиды. Храм Артемиды в Эфесе был одним из семи чудес света. Размеры того храма, который был этим чудом составляли что-то около 110х130м. Именно этот храм был сожжен Геростратом в день рождения Александра Македонского. Кстати, эфесцы объясняют попустительство Артемиды, позволившей сгореть своему храму, тем, что она присутствовала при родах Александра, которому затем покровительствовала. Александр Македонский предложил эфесцам свою финансовую помощь для постройки нового храма взамен сгоревшего. Помощь эта вроде бы была отклонена. Однако Александр все-таки освободил Эфес от налогов. И вот на этом же месте вырос новый храм, который по размерам уступал предыдущему (где-то 100х65м), но был украшен колоннами Праксителя и великолепной статуей Артемиды. А сейчас на этом месте ... болото. В центре колонна, которая должна демонстрировать туристам величину оригинальных колонн, какие-то остатки, которые сложно идентифицировать. За болотом видны остатки византийского храма с колоннами, которые были взяты из храма Артемиды, еще ближе - мечеть, построенная, опять таки с использованием строительного материала храма Артемиды. А вокруг важно гуляют гуси, а на вершине единственной колонны - гнездо аистов.

Кушадасы - это курортный городок на берегу Эгейского моря. В море мы тут же окунулись и получили массу наслаждения. Гораздо лучше, чем до этого в бассейнах. После ужина мы посетили аналог нашего Рамстора, у них он называется Мигрос (Migros). Карточку Рамстора у нас не приняли. Ну и погуляли по городу, променад в Кушадасы - такой же, как и в других курортных городах. Кстати, здесь множество мест, где можно вечером выпить кофейку, да и кофе был хороший.

Действие 7. Кушадасы - Эфес - Измир - Пергамы - Айвалык

Утром Юра, Марина и Маша еще раз искупались в Эгейском море. Первая остановка в этот день - в античном городе Эфесе. Первые сведения об Эфесе относятся к 2000 г. до н.э. Расцвет Эфеса пришелся на римский период. Во II веке н.э. в нем жили 500-600 тысяч жителей. Эфес действительно большой античный город, построенный с размахом и большим вкусом. Он достаточно хорошо «раскопан» и предоставляет туристам массу возможностей насладиться шедеврами античной культуры и архитектуры. На территории Эфеса сохранились два театра. По аналогии с Москвой будем называть их большим и малым. Малый театр - Одеон - использовался для выступлений ораторов и камерных представлений. Предполагается, что театр был крытым, поскольку отсутствуют приспособления для стока воды.

В Эфесе множество мест, достойных внимания - великолепный мраморный проспект, источник Траяна и храм Адриана, ворота Геракла и несколько терм. Есть здесь своеобразный комплекс, состоящий из терм, общественного туалета и публичного дома. В термах сохранились остатки системы отопления (трубы внутри стен), канализации (широкие трубы на полу) и подачи воды (узкие трубы). Общественный туалет был расчитан на 48 посадочных мест, расположенных по периметру квадрата. В центре бил фонтан, а сзади располагался оркестр. Короче, людям создавались все условия. В публичном доме сохранилась даже фреска с изображением женщины (правда, достаточно целомудренной), а вообще там множество указаний на то, что это место любви, причем любви за деньги. Эфес был портовым городом. На Мраморном проспекте, ведущем от моря, был указатель публичного дома в виде следа ступни. Гиды говорят, что таким образом можно было пройти возрастной ценз (если твоя ступня меньше, чем на указателе, то ты еще не дорос). Кроме стопы на указателе было лицо женщины и изображение монеты (куда, к кому и почем). Кстати, по дороге к публичному дому нужно было пройти мимо библиотеки. Так, что наш юмор о посещении мужчинами библиотеки имеет античные корни. Сама библиотека имела как минимум два этажа. Ее фасад украшен четырьмя статуями, изображающими мудрость, математику, право и учет. В библиотеке хранилось множество папирусов - где они теперь? Сгорели или сгнили?

Большой театр в Эфесе - это очень большой театр. Он рассчитан на 24 тысячи посадочных мест. В позднее римское время он использовался и как амфитеатр, но лично я в этом сомневаюсь. В настоящее время здесь тоже проходят концерты, например, выступал Стинг и ансамбль песни и пляски Советской Армии. С верхних этажей театра хорошо виден Портовый проспект, с двух сторон украшенный рядами колонн, длина которого больше 500 м. В конце проспекта сохранились Портовые ворота: в античные времена там плескалось море. Но в результате затопления на месте поймы реки образовалось болото, а может быть в результате землетрясений, море ушло от Эфеса на несколько километров. На болоте расплодилось множество комаров, и жители Эфеса, спасаясь от малярии покинули город. Вероятно, поэтому, Эфес так хорошо сохранился для нас. Основными разрушителями памятников цивилизации были не стихии, а люди.

Из Эфеса направляемся на север Турции и заезжаем в крупнейший порт на Эгейском море - Измир. В Измире нам был обещан базар, которого мы ждали с большим нетерпением. Нужно сказать, что после текстильной фабрики наша группа твердо отклоняла все предложения организованного туристического шоппинга: мы отказались ехать в места продажи оникса, ковров и кожи. Однако на восточный базар нам очень хотелось. Мы попросили Мустафу провести нас к базару, что он и сделал. Но это был не восточный базар! На достаточно большой территории располагались лавчонки со шмотками. Репертуар - как на рынке в Москве, цены - не ниже. Единственное, что купили - это хна. Там она была нескольких видов. Объяснится с продавцами для чего какая и чем они отличаются, не получилось. Теперь будем ждать результатов на головах Лены и Марины. В общем, измаявшись на этом рынке, Маша сломалась первой и ушла к морю, мы с Мариной еще немного походили, купили шаурму и отправились на берег моря ее поедать. А Алена с Леной продолжили прогулку по рынку, но по-моему так там больше ничего и не купили.

Из Измира мы приехали в Бергаму. Бергама - древнегреческий город, расположенный высоко на горе, построенный мифическим царем Пергамом. Экскурсия по Бергаме сопровождалась диким ветром и привычным для нас цейтнотом, это место уже должны были закрыть по причине наступления вечера - в Турции вообще все рано закрывается. Поэтому мы успели посмотреть место храма Артемиды, Марина успела пробежаться в сводчатых помещениях (вероятно терм), а самое захватывающее зрелище - Бергамский театр, расположенный на склоне горы. Как они там сидели под этим жутким ветром, что они там слышали? Самое знаменитое место в Бергаме - алтарь Зевса. Собственно с этого места начались раскопки. Кто-то из немецких археологов увидел на улице крестьянина, тащившего к себе домой какой-то обломок с претензией на античность. Этот обломок археолог каким-то образом у крестьянина отобрал и отослал на экспертизу в Германию. Оказалось, что это такая древность! В общем, на месте храма Зевса начались раскопки, в результате которых в Германию из Турции отправилось 7 кораблей с античными сокровищами. А на месте алтаря Зевса остались два красивейших кедра, выросших на почве, сдобренной кровью и пеплом жертвенных животных.

Уже вечером на закате мы остановились на обзорной площадке, которая носит название «след шайтана». Где-то там он даже есть, этот след. Но мы не видели: у нас дух захватило от прекрасных видов. Словами это не передать, это даже сфотографировать не получилось! Потом отправились в небольшой поселок Айвалык. Наверное, в Айвалыке отдыхают сами турки, например из Анкары, Коньи и др. мест, удаленных от моря. Здесь достаточно много отелей, но роскошных - нет. Мы поселились в отеле, находящемся в 100 м от Эгейского моря. Во дворе отеля имелся бассейн с подсветкой. И местные жители стали подтягиваться и занимать места на верхних этажах соседних домов в надежде увидеть спектакль - «Белые люди купаются в бассейне». Но мы им не доставили удовольствия - все пошли на море и купались в темноте!

Действие 8. Айвалык - Троя - Бурса

Накануне наш гид предложил нам не заезжать в Трою: «Смотреть там нечего, а в Бурсе программа достаточно большая». Это предложение было с возмущением отвергнуто - все-таки Троя самое известное античное место, и не только в Турции. Тогда нам было предложено пораньше встать, и в 7 утра мы уже отправились в путь.

В Трое действительно смотреть нечего. Кроме реставрации Троянского коня, самым интересным являются плакаты, на которых в цвете изображены культурные слои Трои. Всего их было 9. 1-ая Троя относится к периоду 3000 до н.э. 6-ая Троя - 1000 до н.э. - это и есть Троя Гомера и его Илиады. Ну что же, мне кажется любой из нашей группы мог представить как по дороге обреченные троянцы тащат коня, как сражаются плечом к плечу Кастор и Полидевк, как умирает раненный в пятку Ахилл, как выходит из дома слепой Гомер и поет немногочисленным слушателям об Одиссее, двадцать лет возвращающемся в Итаку с Троянской войны, как в театре времен Рима разыгрывается спектакль на тему бессмертного эпоса Гомера и как счастливый Шлиман собственными руками откапывает сундук с сокровищами Приама. А больше смотреть было нечего.

Рядом с Троей расположен современный город Чанаккале и пролив Дарданеллы. Из окна автобуса мы полюбовались Дарданеллами, а дальше случилось событие, которое несколько испортило впечатление о Турции и значительно - о турках. Мы заехали на обед в одно из придорожных туристических мест. В этом заведении нам могли предложить экспресс-обед, состоящий из лепешки с мясом, салата и айрана. Но по некоторым признакам, мы поняли, что можно заказать другие мясные блюда: шашлыки из баранины, курицы или печенки, бараньи ребрышки и др. Нам с большим воодушевлением стали предлагать весь мясной ассортимент. На вопрос «Сколько времени займет приготовление?», был дан ответ «Полчаса». Нас это устроило, мы сделали заказ и стали ждать. Салаты принесли достаточно быстро, лепешки тоже. А вот все остальное. Шашлык из курицы появился где-то через час. Еще через десять минут Мустафа у нас спросил: «А чего вы ждете?», мы ответили «Кебаб ». На что нам был отвечено «Кебаба не будет». Последовавший за этим взрыв негодования был подавлен фразой «Вы что не видите, что людям некогда». Вообще-то мы этих людей видели в момент получения заказов (их было человек 5-6), и получения денег (человека 3-4). Приготовлением еды для нас занимался наш водитель, он же был официантом. Наверное, им действительно было некогда нами заниматься. Правда, кроме нас там никого не было. Но мало ли других дел у людей? В общем, поев лепешек, мы потратили на сидение за столами более 1,5 часов. Спрашивается, зачем было вставать ни свет ни заря?

Спасибо, нашему водителю. Без него мы бы даже лепешек не поели. Водитель Эрдоган Актай - самый положительный персонаж из всех турецких действующих лиц. Он просто великолепный водитель, автобус у нас был всегда вымыт до блеска. Если бы не он, то вследствие безалаберности нашего гида и достаточно низкой организованности группы, мы бы вообще в треть мест не успели. Да и в местах нашего кормления он нередко становился официантом и даже поваром. Вот и по дороге в Бурсу он смог ликвидировать возникший в результате неорганизованного обеда дефицит времени. В Бурсу мы приехали в 16:30.

Здесь мы должны осмотреть две мечети: Великую мечеть и Зеленую мечеть, а также Зеленый мавзолей. Во всех действующих мечетях во всем мире в 17:00 начинается молитва (намаз). И вот наш гид стоит перед Великой мечетью и решает, что делать: сводить нас в мечеть или отпустить в туалеты. Решает, сначала отпустить в туалеты. Мы у него спрашиваем: «А когда начинается намаз? Мы успеем?». Тут какой-то человек, следящий за порядком в мечети, реагирует на слово «намаз» и что-то активно начинает объяснять нашему гиду, постоянно употребляя слово «намаз». После чего Мустафа говорит: «В туалеты пойдем после экскурсии по мечети, в 17:00 начнется молитва». Сама Великая мечеть не похожа ни на какую другую. Вообще Бурса - столица Османской империи в XIV веке, до захвата османами Константинополя. А Великая мечеть вообще одна из самых старых мечетей в Турции. В мечети есть великолепный фонтан для омовения, из которого бьет естественный источник (а не водопровод). В мечети есть алтарь и великолепная лестница-кафедра эбенового дерева, с которой читали проповеди великие имамы. Кстати, об имамах. В Турции религия отделена от государства. В отличие от других мусульманских стран, например Саудовской Аравии или Ирана, где Конституция имеет ссылки на Коран, в Турции принят так называемый лаонизм - твое личное дело, веришь ты или нет, а закон существует отдельно от религии. Но имамы и некоторые другие религиозные лица являются государственными служащими, как, например, врачи или учителя.

На момент нашей экскурсии в Великой мечети уже собралось достаточное количество верующих, причем как мужчин, так и женщин, и мы им уже мешали. Перед входом в мечеть располагается ряд кранов для омовения, но моются там только мужчины. Естественно, мы задали гиду вопрос: «А должны ли мыться женщины?». Он ответил: «Конечно», и дальше продолжать не стал. Вопрос прояснился во время посещения туалетов. В маленьком и тесном женском туалете близ Великой мечети совершало омовение ног и др.частей тела около 20 мусульманок. Так, что посещение мечетей во время перед молитвами - это неправильно.
Перерыв на молитву позволил нам без помех осмотреть мавзолей Мехмеда, расположенный рядом с Зеленой мечетью. Мавзолей, как и мечеть, тоже называется Зеленым. Внутри он украшен зелеными изразцами и выглядит достаточно живописно.

Мы дождались окончания молитвы и посетили Зеленую мечеть. Эта мечеть построена тем самым Синаном, который построил Сулеймание в Стамбуле. Зеленая мечеть - очень изящная и оставляет впечатление не похожее ни на какую другую мечеть.

В Бурсе имеется свой «фирменный» вид сладостей - сладкие печеные каштаны. Эти каштаны продаются в шоколаде и без него. Мы, конечно, купили и попробовали. Вкус - специфический, как и у многих других турецких сладостей. Вообще, там очень многое из еды - на любителя. О сладостях уже было сказано, весьма специфична их анисовая водка, или ракия. Правда, Юра попробовал и сказал, что турецкая ракия значительно лучше болгарской. Айран - это соленый кефир. Маша с Аленой его пили, остальным не очень понравилось. Протертые супы нам, воспитанным на борще, в большинстве случаев не понравились. Ну а остальная еда, сдобренная огромным количеством специй, безболезненно поглощается только людьми с хорошими желудками. Что нам понравилось больше всего, так это баклажаны. Вот тут турки мастера. Готовят они их восхитительно, и почти так же хорошо, как и на Украине. Тем не менее, ели мы очень много. Что поделать? Каждый день новый отель, новая еда. Нужно все попробовать, чтобы сделать вывод о том, как и чем питаются местные жители.

Бурса - это также термальный курорт. Наш отель был расположен над термальным источником, были бассейны с термальной водой: в большом бассейне была горячая вода (градусов 37-40), а в маленьком - очень горячая (градусов 45). Термальная вода подавалась даже в ванные в номерах. В этом отеле не было в душе холодной воды: из одного крана текла теплая, из другого - горячая. Естественно, мы искупались в бассейне. Некоторые даже сделали заплыв в мелкий очень горячий бассейн. А Юра пошел и сделал себе массаж после бассейна. И остался очень доволен.

Эпилог

Оказывается, рядом с нашим отелем располагалась историческая мечеть Мурадие. Об этом нам сообщила Лена. Она же выразила желание посетить эту мечеть, однако без гида мы ходить в мечети не решились. В этой мечети расположены 11 мавзолеев для султана Мурада и его семьи. На фоне этой мечети мы просто сфотографировались утром.

Мы проехали вдоль Мраморного моря, а затем в районе города Ялова въехали на паром. На пароме мы вышли из автобуса и в течение получаса наслаждались видами Мраморного моря. Затем еще час езды, и мы прибыли в аэропорт Стамбула. Все-таки это очень хороший аэропорт. Нас тщательно проверили. Турецкие системы безопасности реагировали на молнии в брюках, косточки в бюстгальтерах, металлические набойки и гвоздики в обуви. Служба безопасности была удивлена тем, что у Алены два фотоаппарата и мобильных телефона, и тем, что у Марины всего одна бутылка ракии.

Tax Free в Стамбульском аэропорту все-таки нельзя считать очень хорошим. Там очень дорого стоят сувениры, турецкие сладости и местная выпивка. Так что те, кто оставил процесс покупки турецких презентов на Tax Free, сильно просчитались. Там выгодно покупать импортные алкогольные напитки и, наверное, парфюмерию, как, впрочем, и во всех подобных магазинах в мире. Так что наша тактика закупки подарков сразу же при их визуальной идентификации себя оправдала на 100%. Особенно в случае с зайцами!

Прилетев в Москву, пришлось сразу рассказывать о поездке родственникам и друзьям и делать выводы. Поездка оказалась неоднозначной.

1. Мы были предупреждены заранее о возможных проблемах с гидами, прочитав достаточно известный материал в Интернете об аналогичном туре нашего соотечественника. Но, конечно, нам казалось, что с нами такого «облома» не случится. Однако, случилось. Нужно было лучше готовиться к поездке, тащить и (или) закупать на месте больше литературы, благо с этим в Турции проблем нет. А мы, только приехав домой, открыли некоторые купленные в Турции книги и восхитились как они хорошо написаны.

2. Все-таки такого цейтнота с нами еще не случалось. Везде, где мы останавливались, нужно было проводить как минимум в два раза больше времени. Пол дня в Памуккале, день в Кападокии, два часа в Эфесе, один вечер в Бурсе - это очень мало. Вечер, ночь и утро в Стамбуле - это вообще ничто! Этот тур как реклама кино - тебе в ускоренном темпе показывают даже не эпизоды, а отрывки эпизодов. Ты иногда делаешь вывод о том, нравится тебе кино или нет, но насладиться им не сможешь. А еще, если учесть, что обычно в любом музее, на любых развалинах после экскурсии тебе дают от получаса и больше для самостоятельного осмотра. Здесь ничего этого не было и в помине. Вывод о насыщенности тура можно сделать хотя бы по этой рассказке - вон какая огромная получилась! И тут мы сами могли ситуацию улучшить: ведь была возможность дополнительно остаться на пару дней в Стамбуле. Мы этой возможностью не воспользовались. Теперь мечтаем, как бы выехать в какой-нибудь курорт на Эгейском море (типа Кушадасы) с хотя бы одним водителем в компании (типа Ленки) и оттуда самостоятельно посещать Памуккале, Эфес и т.д. А в Стамбул мы уже точно решили поехать в тур без экскурсий. Будем сами ходить во дворцы, музеи и на базары. Благо книжек накупили и первично сориентироваться можем: нам бы только до улицы с трамваем добраться, а там мы куда угодно добежим.

3. Мы очень переживали по поводу длительных переездов в автобусе. Эти переживания оказались пустыми. Да, в автобусе мы катались много. Но то ли нам повезло с автобусом, то ли с водителем, то ли компания была хорошая, то ли сыграло свою роль то, что гид нам особо не надоедал своими рассказами, мы не уставали сидеть в автобусе. А в день самого большого переезда (из Кападокии в Памуккале) мы вообще были менее усталыми, чем, например, в день посещения Эфеса.

4. Были также опасения по поводу того факта, что каждую ночь приходилось ночевать в новом отеле. Ничего, втянулись! К середине поездки часть наших вещей перекочевала в автобус, чемоданы и сумки мы научились паковать минут за 10-15. И в то же время мы не ходили постоянно в одних и тех же джинсах. Одежду мы регулярно меняли, а Алена даже переодевалась к ужину. Некоторым отрицательным моментом от переезда из отеля в отель было то, что каждый раз у нас была новая кухня, и все хотелось попробовать. Но ведь мы были на отдыхе. Конечно, нас посещали мысли о лишних килограммах, но мы с ними успешно боролись.

5. Некоторые рекомендации, которые нам были даны перед поездкой, мы почему-то восприняли и решили им частично последовать. Например, представитель нашей турфирмы рекомендовала нам ехать с минимумом вещей и все купить в Стамбуле. Например, я не взяла с собой сумку на каждый день. Наверное, там можно все купить. Но в этом туре на шоппинг нет времени вообще. Нам очень рекомендовали местный коньяк, но он нам тоже не понравился. Хорошо, что у нас было и нам хватило.

6. Отношение турков к нам было спокойным и достаточно доброжелательным. Алену все-таки один раз кто-то ущипнул за задницу. Но ее за это место не трогают только в Москве. Так, что такой результат можно считать просто рекордом сдержанности и воспитания. Конечно, турки пытались получить от нас больше, чем мы собирались им дать. Очень часто эти попытки вызывали умиление, как, например, торговец черешней в Бурсе так растерялся и все не знал, сколько же нам пальцев показать в ответ на вопрос о стоимости его товара; а иногда раздражение, как в случае с кофе по-турецки в Анкаре. В одних ситуациях они проявляли истинно восточную неорганизованность (этим очень отличался Мустафа), а в других - были просто на высоте (например, наш водитель). Нужно согласиться с тем, что на высоте они оказывались чаще. Так, что за будущее турков можно быть спокойным, а что касается туризма, то у них эта индустрия одна из лучших, если не наилучшая, в мире. Недаром Турция и туризм - однокоренные слова.

Итак, поездка нам очень понравилась. Главный критерий - нам хочется вернуться, даже обязательно нужно вернуться. И рано или поздно это случится. Хорошо бы пораньше…

 
© Туристический портал Realtravel,
ArtChannel интернет-маркетинг