Туристический портал RealTravel.ru
Главная

E-mail

Поиск
Главная -> Страны -> Тунис -> Культура

Поиск туров

 
Поиск низких цен на отели      Поиск низких цен на авиабилеты

 

   
   

Индия
Испания
Россия
Тайланд
Турция
Финляндия
Хорватия
Чехия
   все страны...




      Все страны
 
 

Горные лыжи
Клубный
Коттеджи
Круизы
Лечение
Пляжный
Подмосковье
Транзитное обслуживание
Экскурсионный

 
 

Визы и паспорта
Юридическая защита
Отзывы
Аббревиатуры
Вопросы и ответы
Полезные ссылки

 
 
 
 



Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru



ArtChannel интернет-маркетинг

 
 

Культура Туниса

Литература Туниса

Письменность и литература существовали в Тунисе еще в I тыс. до н. э. на пуническом языке; в период римского господства ряд представителей мировой литературы (Апулей, Августин Блаженный и др.) были выходцами из Северной Африки, однако собственная литература Туниса сложилась только в арабо-мусульманский период и существует на арабском (с 1950-х гг. - отчасти на французском) языке.

Средневековая литература Туниса, в которой представлены все жанры классической арабской литературы, была связующим звеном между культурами мусульман Востока и мусульман Северной Африки и Испании. Черты самобытности появились в ней в X-XI вв. в творчестве поэтов-панегиристов Ибн Хани аль-Андалуси (931-73) и Али ат-Туниси (X в.), поэтов и прозаиков гедонистического направления Ибрахима аль-Хусри, Ибрахима ар-Ракика, Абд аль-Азиза ат-Тарифи и поэтов и филологов Ибн Рашика и Ибн Шарафа аль-Кайравани, труды которых вошли в число основных средневековых арабских поэтик. В XII-XIV вв. на фоне упадка классической арабской поэзии преобладали прозаические жанры, главным образом религиозные и философской дидактики. На вторую половину XIV в. приходится творчество магрибинского мыслителя Ибн Хальдуна и шейха ан-Нафзауи, автора научно-художественного трактата о чувственной любви «Благоухающий сад для развлечения души». В XV в. возникла богатая житийная литература суфийского толка и литература по истории городов, оказавшие влияние на формирование стиля современной прозы Туниса. В XVIII в. в условиях укрепления власти тунисских беев в Тунисе наблюдается некоторое оживление придворной панегирической поэзии, просуществовавшей до конца XIX в.

С XV-XVI вв. прослеживается народная литература на тунисском диалекте арабского языка, в которой преобладают стихотворные жанры и до настоящего времени сильны традиции древнеарабской бедуинской поэзии; влияние андалусской поэзии (с XV в.) сказалось исключительно в песне Северного Туниса. В XIX-XX вв. в творчестве народных поэтов (Ларби Нажжар, Ахмад Баргуси и др.) звучат мотивы национально-освободительной борьбы.

Основы современной литературы Туниса были заложены во второй половине XIX в. Идеологами преодоления социально-политической и культурной отсталости Туниса были Махмуд Кабаду (1814-71) и Хайраддин ат-Туниси (1826-89), сочинение которого «Наипрямейший путь к познанию состояний государств» (1867) в равной мере опирается как на социологическое учение Ибн Хальдуна, так и на наследие французского Просвещения. Новые идейные запросы и художественные вкусы, формированию которых способствовало развитие светского образования и прессы, появились в творчестве прозаиков, работавших в неклассических жанрах - исторические биографии и описания путешествий (Мхаммед Байрам, 1830-1889; Мхаммед Снуси, 1850-1900), философские повести (Салех Свиси, 1880-1940).

1920-30-е гг. отмечены в литературе Туниса творчеством поэта-новатора Абулкасима аш-Шабби (1909-34), принесшего в арабскую поэзию идеалы романтизма, новеллиста Али ад-Дуажи (1909-49), в произведениях которого, лирически раскрывающих мир простых людей, видно зарождение реалистического стиля, и провозвестника социалистических идей в Тунисе, публициста Тахара Хаддада (1901-36). В обстановке общественно-политического подъема второй половины 30-х гг. и становления демократической культуры было создано наиболее известное произведение литературы Туниса. XX в. - философская пьеса для чтения Махмудааль-Месади «Плотина» (1939-40, опубликована в 1955), в которой символическое осмысление борьбы за национальное освобождение и социальный прогресс дано с опорой на раннесуфийские концепции мистического пути, что привело автора к идеям, близким французскому экзистенциализму.

В отличие от литератур Алжира и Марокко в литературе Туниса франкоязычная проза, давшая первые образцы современного тунисского романа - Альбер Мемми («Соляной столп», 1953; «Агарь», 1955), не получила большого развития. Становление национального романа связано с именами Бшира Храйефа («Банкротство», 1956-1958; «Барг ал-Лил», 1960; «Гроздь фиников», 1969), идеализирующего национальное прошлое и простонародный быт, и Мхаммеда Ларуси аль-Мутви («Халима», 1964; «Горькая ягода тута», 1967), обращающегося к тематике национально-освободительной борьбы. В 1960-х гг. в литературу Туниса вступила плеяда писателей прогрессивной ориентации, пишущих на двух языках: как прозаики и драматурги - по-арабски, как поэты — по-французски (Мустафа аль-Фарси, Салах Гермади и др.). В их поэзии сильно влияние французского символизма и поэзии французского Сопротивления, в прозе и драматургии ставятся проблемы социально-политического и культурного развития Туниса, осмысляемые как проблемы «третьего мира». Конец 60 - начало 70-х гг. отмечены появлением молодых прозаиков и драматургов, сгруппировавшихся вокруг Клуба новеллы и журнала «Аль-Кысас» - Иззеддина Медани, Мхаммеда Салеха Джабри, Махмуда Тунси, Хасана Насра и др., произведения которых отличают интенсивные идейные и стилевые искания и широкие заимствования как из традиционной арабской, так и из современной европейской культуры.

Архитектура и изобразительное искусство Туниса

Древнейшие памятники искусства на территории Туниса восходят к капсийской культуре. От финикийской эпохи сохранились развалины храмов и др. зданий, некрополи, надгробные стелы и т.д., от римского времени - руины городов (Дугга, Тубурбо-Майус и др.) с многочисленными храмами и общественными сооружениями. В первые века н. э. особого расцвета достигло искусство мозаики.

Средневековая мусульманская архитектура Туниса формируется, сочетая влияние зодчества Ближнего Востока с элементами древнеримской строительной культуры (возводятся мечети с внутренними дворами, молитвенными залами, разделёнными рядами колонн и арок и перекрытыми плоской балочной крышей, минареты, квадратные в плане дворцы и др. здания). Вокруг замков ("рабатов") и на месте древнеримских портов растут города, в застройке которых доминирует цитадель («касба»). С X в. сложнее и красочнее становится архитектурный декор. В XI-XV вв. зодчество развивается преимущественно в русле испано-магрибского, а в XVI-XIX вв. - турецкого искусства. Для искусства средних веков Туниса характерны резьба по стуку, изготовление неполивной и глазурованной керамики, художественного стекла, строгих по форме ювелирных изделий, ковров, инкрустированного серебром и золотом оружия.

В первой половине XX в., вплоть до 1956 городское строительство в Тунисе велось преимущественно французскими архитекторами, которые (в особенности Б. Зерфюсс) стремились творчески сочетать местные строительные традиции и принципы европейского рационализма. С получением независимости выдвигаются зодчие-тунисцы (К. О. Какуб, Х. Амара и др.), развёртываются работы по благоустройству городов, создаются новые с/х поселки, застраиваемые 1-этажными типовыми домами. В 50-60-х гг. особенно интенсивно развивается и национальная школа изобразительного искусства, где противоречиво сосуществуют реалистическое (живописцы А. бен Салем и Х. Турки, монументалист и график Х. аль-Мекки, график Б. Дахак) и модернистское (скульптор Х. Селми, живописец и график З. Турки, живописец и керамист А. Горджи) направления. Главные виды декоративно-прикладного искусства современного Туниса - ковроделие (преимущественно ворсовые ковры яркой контрастной расцветки, с геометрическим, реже растительным узором), вышивка (полихромная и белая по тюлю), плетение кружев, изготовление керамики и ювелирных изделий, чеканка и инкрустация по металлу.

Тунисская Музыка

Тунисская музыка развивалась в русле общей культуры Магриба (воздействие андалузской школы), однако она испытала большее, чем Алжир и Марокко, влияние восточно-арабских традиций (Сирия, Ирак). Традиционная музыка впитала различные системы и стили. Например, лады: раст - африканского происхождения, хусаин - унаследован от финикиян, сика - пришёл из Персии, мазмум и муайарсика соответствуют европейскому мажору и минору. Профессиональная музыка выполняла в основном ритуальную функцию (речитации из Корана, псалмодии, повествующие о жизни пророка, призывы муэдзинов). Музыкальный фольклор (арабская и берберская ветви) своей ладовой основой, метроритмом, инструментарием (дарбука, даф, тар и др.) родственен другим западно-арабским странам (общность нуб - музыкальных произведений типа сюиты, церемониала Исауйя и др.).

Возникновение классической музыки связывается с именами поэтов и музыкантов XV в. Сайда аль-Беджи и Сиди Дрифа.

Светское искусство получило наибольшее развитие в XIX в. Значительную роль сыграло творчество поэта и музыканта Брахима Риаи. Возрастающий интерес к национальной культуре тормозился французской колониальной политикой. За сохранение и развитие национальных традиций выступило общество «Рашидия» (основано в 1935 году группой молодых музыкантов под руководством Мустафы Сфара), организовавшее курсы пения и игры на традиционных инструментах, национальный оркестр (с 1956 г. - в ведении Национального радио). С завоеванием независимости страны (1956) начался подъём музыкальной культуры. Большое внимание уделяется изучению и пропаганде народной и классической музыки. Широкую деятельность ведёт Министерство культуры (организовало несколько музыкальных конгрессов, по его инициативе записаны, расшифрованы и изданы некоторые нубы). В 60-е гг. существовал симфонический оркестр, создана Национальная консерватория. В Тунисе работают крупные музыканты, в их числе Салах аль-Махди, специалист в области арабской музыкальной культуры; А. Хамза, популярный в арабских странах певец. Проводятся международные фестивали, в том числе Карфагенский фестиваль народного искусства (каждые 2 года), ежегодные фестивали танца, музыки и театра в Карфагене, Хаммамете и Табарке; фестивали в Кайруане, «недели искусств», конкурсы.

Театр Туниса

Арабо-мусульманская. цивилизация не включала театр в искусство. Так как ислам запрещал публичные зрелища, формирование арабского театра задержалось до XIX в. В 1848 г. М. аль-Наккаш перевёл на арабский язык и поставил комедию Мольера «Скупой», что положило начало развитию арабского театрального искусства. В период французского протектората работали только французские труппы. Первый национальный театральный коллектив был создан в 1950 г. в г. Тунис актёром Х. Джазири. После провозглашения Туниса республикой в г. Тунис начала работать муниципальная труппа. В 1958 г. приход в эту труппу актёра и режиссёра А. бен Айеда (с 1963 г. директор) способствовал её становлению и развитию. Деятельность коллектива была направлена на создание национального тунисского театрального искусства, доступного народным массам, а также на пропаганду классической драматургии. Среди спектаклей - «Гамлет» и «Отелло» У. Шекспира, «Овечий источник» Л. де Вега, «Калигула» А. Камю (в вольном переводе), пьесы национальных драматургов - «Эз-Закк» Э. Мадани и др. Муниципальный театр трижды выступал в «Театре Наций» в Париже. В стране имеются еще 2 профессиональные труппы в гг. Эль-Кеф и Сфакс и около 60 любительских коллективов. Среди театральных деятелей: драматурги - Х. Лабиди, М. Ферси, А. Мекки, Х. Горджи; режиссёры - А. Бразиз, М. Суисси, З. Мугу, А. Радхи; актёры - М. бен Али, З. Фаиза, Д. Лураби, Д. Абду. С 1959 г. функционирует Центр драматического искусства. Ежегодно проводятся недели театра, раз в 2 года организуются фестивали театрального искусства стран Магриба (с 1966 г. - в Монастире) и международных любительских театральных коллективов (с 1964 г. - в Корде). На этих смотрах неоднократно показывались спектакли «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Юбилей» А. П. Чехова.

Кино Туниса

В 1922 г. один из основоположников национальной кинематографии Ш. Шикли снял короткометражный фильм «Зохра», в 1924 г. - первый полнометражный фильм «Дочь Карфагена». В 1939 г. вышла на экран первая в Тунисе звуковая кинокартина на арабском языке «Безумец из Кайруана» (режиссёр Ж. Крези). После завоевания независимости (1956) создано «Тунисское общество по производству и прокату фильмов» (1957).

В 60-70-е гг. выпущены: «Рассвет» (1966), «Повстанец» (1967), «Феллахи» (1970) (режиссёр всех фильмов О. Хлифи), посвящены проблеме национальной независимости, «Мохтар» (1968; режиссёр С. бен Айша) о жизни современной молодёжи, «В краю Тараннани» (1970; режиссёры Ф. Бугедир, Х. Б. Халиф и др.) о тунисском писателе Али ад-Дуажи, «Такая простая история» (1970), «Санжан» (1974; режиссёр обоих фильмов А. бен Аммар), «А завтра?» (1972, режиссёр И. Бабаи) и др. Среди киноактёров: А. Лотфи, Х. Рашди, С. Ахмед, Х. Шаари, А. Хаиза, Х. Диб, Л. Сайд. С 1966 г. в Карфагене проводится Международный кинофестиваль. Ежегодно выпускается 2-3 художественных фильма. В 1975 г. работало 114 кинотеатров.

Информация о Тунисе

Практическая информация о Тунисе:

Общая информация о Тунисе:



 
© Туристический портал Realtravel,
ArtChannel интернет-маркетинг