Туристический портал RealTravel.ru
Главная

E-mail

Поиск
Главная -> Страны -> Хорватия -> Культура

Поиск туров

 
Поиск низких цен на отели      Поиск низких цен на авиабилеты

 

   
   

Индия
Испания
Россия
Тайланд
Турция
Финляндия
Хорватия
Чехия
   все страны...




      Все страны
 
 

Горные лыжи
Клубный
Коттеджи
Круизы
Лечение
Пляжный
Подмосковье
Транзитное обслуживание
Экскурсионный

 
 

Визы и паспорта
Юридическая защита
Отзывы
Аббревиатуры
Вопросы и ответы
Полезные ссылки

 
 
 
 



Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru



ArtChannel интернет-маркетинг

 
 

Культура Хорватии

Может показаться невероятным, что в такой небольшой стране, как Хорватия, может существовать столько мест, которые ЮНЕСКО признало памятниками архитектуры мирового значения. Настоящей жемчужиной хорватской архитектуры является, несомненно, Дубровник: Старый город включен ЮНЕСКО в тройку красивейших городов - памятников Европы эпохи Возрождения, наряду с Венецией и Амстердамом. В Хорватии тесно переплелись культурные традиции Запада и Востока.

Архитектура Хорватии

Римская античность особенно ощущается в Пуле (прекрасно сохранившийся Амфитеатр I в., арка Сергия и храм Августа) и в Сплите (Дворец Диоклетиана).

К раннему византийскому периоду относятся Евфразиева базилика в Порече (III - VI вв.) с мозаиками, по художественной ценности сравнимыми с мозаиками Равенны (Италия), а также базилика V - VI вв. в Салоне (современный Солин).

В период независимого хорватского государства строились храмы, в которых воплотились как европейские, так и византийские традиции архитектуры. Ротонда св. Доната в Задаре - одна из самых больших церквей IX в. в Европе.

Романский стиль проник в Хорватию в конце XII в. из Северной Италии и Центральной Европы, готический - в XIII в. Этот стиль характерен для архитектуры Крка , Раба и Трогира (кафедральный собор и портал Радована, 1240 г.), Загреба (кафедральный собор XIII в. и церковь св. Марка).

В XV-XVI вв. в связи с угрозой османского нашествия усилился рост укрепленных городов (укрепления в Загребе ). В целом же города Адриатического побережья сохраняли регулярный план застройки, унаследованный еще с античных времен, в то время как города Северной Хорватии имели нерегулярную планировку и скученную малоэтажную застройку. В богатых торговых городах на побережье Далмации в средние века сооружались каменные дома, здания городских коммун, базилики с отдельно стоящими колокольнями. Наивысшим достижением романской скульптуры являются резные двери кафедрального собора в Сплите .

Ренессанс определил облик Дубровника , Шибеника, Хвара и Корчулы, барокко - Вараждина, Беловара, Вуковара, а в XVIII в. - Риеки, Осиека и Загреба. Северные города выполняли функции крепостей и возводились исключительно для защиты от нападений турок. В Славонии и в «заповедном» Загорье недалеко от Загреба сохранились многочисленные замки знати. В основном в плане замки имели форму неправильного многоугольника с мощными приземистыми башнями. В Центральной Хорватии черты ренессанса проявились в миниатюре и редких образцах алтарной живописи, испытавших влияние Германии и Нидерландов.

Хорватская музыка

Первые Хорватские рукописи с церковными музыкальными произведения датируются 11-м столетием. Некоторые из Рождественских народных песен 12-ого века все еще очень популярны у народа. Самые ранние хорватские композиторы, получившие известность, это Андрийя Мотовунянин (родился около 1470 года на полуострове Истрия) и Франьо Босанач (род. около 1490 г.).

Хорваты могут похвастаться двумя превосходными композиторами эпохи Ренессанса. Первый – Джулье Скьветич (Скьяветти), живший и творивший в 16 веке. Между 1557 и 1573 он жил в Шибенике и руководил хором в главном соборе города. Он написал несколько мадригалов для 4-5 голосов и другие произведения, которые издавались и исполнялись в Италии. Интересно, что рукописи его произведений пропали после бомбежек Дрездена в 1945 году, но, к счастью, нашлись в 1993 в городе Кракове.

Другой композитор эпохи Ренессанса, Иван Лукачич (1584-1648), родившийся в Шибенике, был органистом в главном соборе Сплита. В 1620 он издал сборник произведений для 1-5 голосов в сопровождении органа.

Более поздний период принес мировую известность жителю Дубровника Луке Соркочевичу (1734-1789). Его прекрасные симфонии исполнялись во всем мире. А две его сестры стали первыми женщинами-композиторами в Хорватии.

Иван Ярнович (1740-1804) был выдающимся хорватским скрипачом и композитором 18-ого века. Он сделал поистине Европейскую карьеру - играл, создавал и творил свои произведения во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии, Польше, Скандинавских странах, Англии. Также он был первой скрипкой в оркестре Российской императрицы Екатерины II. Его жизнь описана в романе “Jarnowick”.

Первые национальные славянские оперы были написаны русскими композиторами (М. Глинка, 1836, 1842), хорваты сразу же подхватили эту инициативу. Ватрослав Лисински сочинил первую хорватскую национальную оперу “Love and Malice” уже в 1846 году. Потом последовали чехи (Б. Сметана в 1862 году), и эти три нации остаются единственными среди славян, имеющими свои национальные оперы.

Стихи для государственного гимна Хорватии “Наша Прекрасная Родина” были написаны хорватским поэтом и дипломатом Антуном Михановичем (1796-1861), а музыка была сочинена Йозифо Руньянином (серб, рожденный в Хорватии, 1821-1878) на основе арии “O sole piu ratto” из оперы Донизетти “Lucia di Lammermoor”. Интересно, что многие хорваты, осмеливавшиеся петь этот гимн во время прежнего режима в Югославии (например, на свадьбах), рисковали попасть в тюрьму. Существовала даже специальная тюрьма неподалеку от Загреба под названием “ Тюрьма для Певцов”.

Иван Падович (1800-1873) был виртуозом гитары, он давал концерты в Загребе, Вене, Праге, Будапеште, Гамбурге, Лондоне, Польше, России и т.д. Франьо Крежма (род. в Осиеке в 1862 г.) имел репутацию подлинного виртуоза скрипки, и стал солистом Королевского оркестра в Берлине уже в возрасте 17 лет. А в 16 лет им восхищались во многих европейских городах: Риме, Праге, Генуе, Париже, Вене, Венеции. Он играл также с Ференцем Листом. К сожалению, он очень рано умер – в возрасте 19 лет.

Любой поклонник классической музыки знает Загребских Солистов, под руководством Тонко Нинича. Также нельзя не упомянуть: Загребский Филармонический Оркестр; композитора Благойю Берса из Дубровника (1873-1934); скрипача Златко Балоковича (1895-1965); дирижера Ловро фон Матачича (1899-1985); оперных певцов Милко Трнина (1863-1941), Майю Строцци-Печич (1881-1962), и многих-многих других.

Искусство Хорватии

Самое начало хорватского искусства представлено богатой коллекцией орнаментов. Один из самых ранних хорватских культурных памятников – крестильная купель герцога Висеслава в Нинах (приблизительно 800 год), с хорошо сохранившимся орнаментом.

Очень интересны монолитные каменные памятники, называемые stechaks. Некоторые из них весят 30 тонн, самые ранние из них датируются 13-м столетием. Всего их больше, чем 66 тысяч, главным образом они находятся на территории Боснии-Герцеговины. Эти памятники, без сомнения, являются памятниками христианской средневековой культуры, некоторые из них имеют интересные художественные оформления, свастику и другие символы и украшения восточного направления или эпитафии на хорватской кириллице типа: “ Пожалуйста, не тревожьте меня, я был таким, как вы, и вы будете таким, как я”.

Одним из лучших художников своего времени был хорватский скульптор Радован (род. в Трогире в 13 веке). Он оставил потомкам прекрасно украшенную дверь Собора Трогира. Деревянная дверь Собора в Сплите, украшенная резьбой Андрийи Бувины, также всемирно известна. Эти двери оцениваются как наиболее красивые представители искусства средневековой Европы.

Другой известный Хорват – Юрай Далматинац (Джорджиус Маттей Далматикус, в Италии известный как Джорджио Орсини, 15-й век). Его эпоха представляет золотой век Хорватского средневекового искусства. Его главное достижение - Собор Cв. Иакова в Шибенике, отражающий в некотором смысле символы городской жизни того времени. Здание полностью построено из каменных плит (никаких кирпичей или дерева). Особенно интересны 74 портрета его сограждан, вырезанных в камне, удивительно реалистично для того времени.

Повсему Истринскому полуострову раскиданы прекрасные небольшие церкви, красиво украшенные известным живописцем Винсентом Каставом (15-й век). Особенно интересны его фрески в уединенной церкви Cв. Марии около Берама. Другой истрийский живописец, чей фрески можно отметить в Истрии, Иван Кастав.

Франо Лурана, известный также как Франческо Лауреано (1420-1502), хорват, родившийся около города Задар, был скульптором в Италии (Неаполь, Мессина, Палермо) и Франции (Окс, Марсель, Авиньон). Его портреты-бюсты женщин представляют собой самое высокое достижение в средневековой скульптуре. Теперь они хранятся в галереях Палермо, Вены, Нью-Йорка и Парижа.

Юлие Клович или Дон Джиулио Кловио Хорват (1498-1578), считается последним большим представителем классической европейской миниатюры, чьи работы украшают много известных галерей: Uffizi во Флоренции, Museo di Capodimonte в Неаполе, Biblioteca Marciana в Венеции, Galleria Sabanda в Турине, Bibliothek der Albertina в Вене, Louvre в Париже, Towneley Library и Pierpont Morgan Library в Нью-Йорке, Британском Музее и Музее Соан в Лондоне. Его учеником был сам Эль-Греко, который оставил нам его портеты. А одним из его друзей был Микеланджело.

Андрийя Медулич (Андреа Шиавоне, Андреа Мелдола Ниадра, ~1500-1563), живописец, начал свою карьеру художника в Шибенике и затем в Венеции. Его произведения искусства рассеяны по всей Европе (Задар, Шибеник, Загреб, Венеция, Милан, Флоренция, Неаполь, Турин, Париж, Лондон, Оксфорд, Ричмонд, Дублин, Амстердам, Вена, Дрезден, С.-Петербург, Белград). Медулич оказал большое влияние на Тинторетто, который зщаявил, что любой истинный живописец должен обладать по крайней мере одним из его шедевров. Как и Клович, он также повлиял на Эль-Греко.

Другие выдающиеся живописцы: Влахо Буковач (1855-1922; работал в Париже в 1866-1893). В 1888 он посетил Англию, нарисовал много друзей и написал бесчисленные портреты членов различных семейств, в которые он был приглашен как друг и гость. Он был также профессором в Академии Искусств в Праге с 1903 до 1922; Целестин Медович (1857-1920); Любо Бабич.

Лучшие хорватские представители художников начала века, обитающих в Париже: Владимир Бесик (1886-1954), Мирослав Кралевич (1885-1913), Йосип Рапич (1885-1908).

В области современных искусств вероятно наиболее известен скульптор Иван Мештрович (1883-1962), который создавал шедевры для своей родины. У него есть собственные галереи в Сплите и в Загребе. Он является автором “Памятника Неизвестному Солдату” и “Памятника Благодарности Франции” в Белграде, красивого Мавзолея Петару Петровичу, черногорскому поэту и государственному деятелю и многих других. Его скульптуры находятся в Лондоне (Тэйт-Галерея), Флоренции (в “Uffizi”), Турине, Риме, Праге (в Hradcany), Будапеште, Чикаго (Индейцы в Главном Центральном Парке), штатах Индиана, Миннесота, Луизиана и т.д. Он также вырезал памятник выдающегося словака Мартина Кукусина (Матейя Бенкура) в Пунта Аренс (Патагония, Аргентина).

Также по всему миру известны представители примитивного искусства. У его истоков в хорватской деревне Хлебине стоял живописец Крсто Хегедусич (1901-1971). Это была известная Хлебинская школа. Хегедусич также основал группу художников под названием “Zemlja” (Земля) в Загребе в 1929 году, которая была запрещена Сербской полицией в 1935 году. Из большого количества живописцев-примитивистов, чьи творения украшают частные и музейные от Парижа до Токио, упомянем только немногих: Иван Генералич (1914-1992), Франьо Мраж, Мирко Вириус, Йосип Генералич, Франьо Филипович, Иван Рабужин (1921) разработал занавес, украшающий сцену одного из лучших театров в Киото (Япония), Мийо Ковачич, Иван Лакович-Кроата (1932), Иван Веченай.

Во всем мире хорошо известны "3агребская школа мультипликационного фильма". Хорватия знакома миру своими выдающимися учеными, писателями, артистами и музыкантами.

В летние месяцы исторические места распахивают свои двери современному искусству. Дворцы, атриумы и площади старых городов становятся для жителей страны и многочисленных зарубежных туристов сценами традиционных международных фестивалей: летний фестиваль в Дубровнике, фестиваль кино в Пуле, "Сплитское лето", "Музыкальные вечера в Задаре", "3агребские вечера на Гриче", Вараждинские вечера барокко и т.д. Все это, а также многое другое, дает представление о том, что хорватская культура продолжает развиваться и не теряет связи со своими истоками.

Информация о Хорватии

Практическая информация о Хорватии: Общая информация о Хорватии:


 
© Туристический портал Realtravel,
ArtChannel интернет-маркетинг